20.11.2022
Принципы и подходы к реализации Программы
В
соответствии с ФГОС инвариантная часть программы построена на следующих принципах:
1.
Позитивная социализация ребенка предполагает освоение ребенком культурных норм,
средств и способов деятельности, образцов поведения и общения с другими людьми,
приобщения к традициям семьи, общества и направлена на создание предпосылок для
полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
2. Принцип
поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка, который предполагает учет потребностей и
возможностей каждого ребенка, особенностей его развития; проектирования
индивидуальной траектории развития каждого ребенка в соответствие с темпами его
развития, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические
особенности.
3.
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации
и детей.
Такой тип
взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого
участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность,
внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам.
4. Принцип
интеграции усилий специалистов, предполагает тесное сотрудничество и сотворчество и взаимодополнение воспитателя с узкими специалистами для развития
детей в различных областях с учетом их интересов и способностей.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность проявить инициативу, внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса и др. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
6. Сотрудничество
Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении
семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе
являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники ДОУ должны
знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и
традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы
сотрудничества с семьей, как в содержательном, так и в организационном планах.
7. Сетевое
взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими
партнерами, которые могут внести существенный вклад в развитие и образование
детей.
Использование
ресурсов местного сообщества в вариативных программах дополнительного образования
детей способствует обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению
детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного
образования), формированию интереса к природе и истории родного края; создает
возможности для организации совместных проектов, экскурсий, праздников,
посещению концертов и др.