09.11.2022
Планируемые результаты освоения программы детьми
Специфика
дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, неравномерность
его развития, его непосредственность, открытость, любознательность), а также
системные особенности дошкольного образования) делают неправомерными требования
от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и
обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной
программы в виде целевых ориентиров. Особая соорганизация детско-взрослой
деятельности – это синтез образовательных программ и собственно детской жизни,
как условие возникновения целевых ориентиров.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
• Ребенок
интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально
вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять
настойчивость в достижении результата своих действий.
•
Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает
назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет
пользоваться ими.
Владеет
простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в
бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
• Соблюдает
правила элементарной вежливости самостоятельно или по напоминанию говорит
«спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» имеет первичные
представления об элементарных правилах поведения старается соблюдать их.
• Владеет
активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами,
понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.
• Стремится
к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
• Проявляет
интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
• Проявляет
интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных
наблюдениях.
• Проявляет
интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится
двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения искусства.
• С
пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание
участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
• Проявляет
интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование,
аппликация).
• У ребенка
развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег,
лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• Ребенок
овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• Ребенок
овладевает установкой положительного отношения к миру/, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, овладевает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты;
• Ребенок
обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами
игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам
и социальным нормам;
• Ребенок
достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать
речь для выражения своих мыслей и желаний, построения речевого высказывания в
ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются
предпосылки грамотности;
• У ребенка
развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может
контролировать свои движения и управлять ими;
• Ребенок
способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• Ребенок
проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает
начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями
из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в
различных видах деятельности.
• Ребенок
проявляет познавательный интерес к окружающему миру, интересуется
причинно – следственными
связями, проявляет эмоционально - оценочное отношение к реальным поступкам,
событиям с учетом культуры и традиций Республики Бурятия;
• Ребенок
проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою малую родину, ее
достижения;
• Ребенок
обладает начальными знаниями о себе, своей семье, улице, селе, районе, республике,
стране. Использует полученные знания в деятельности и общении со взрослыми и
сверстниками.
Целевые
ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и
начального общего образования. Настоящие целевые ориентиры предполагают
формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на
этапе завершения ими дошкольного образования.